Вибрации и износ поверхностей трения (часть 1) |
Долговечность |
В последнее время указанным вопросам уделяется большое внимание, так как изменение параметров вибраций деталей изменяет их износ [96]. Установлено, что при неустановившихся режимах работы двигателей показатели, характеризующие вибрацию деталей, изменяются в широком диапазоне. В технически исправных двигателях [235] частота вибраций в зависимости от режимов работы изменяется в пределах 180—6500 Гц с амплитудой 0,5— 10 мк. При работе двигателей на резко переменных режимах может иметь место совпадение собственных и вынужденных колебаний деталей, что вызывает явление резонанса и приводит к усилению развития усталостных процессов. В наших исследованиях интервал изменения частот вибраций пар трения составлял 5 Гц. При неустановившихся режимах за цикл колебаний величина амплитуд по нормали к поверхности в контактной зоне равнялась 5—6 мк. Кроме этого, были испытаны 30 двухслойных образцов, в которых объем легированного металла составлял 10—15% общей массы образца. Образцы имели следующие характеристики: зона легированного чугуна 3,0—3,1% С, 1,6—1,7% Si, 0,60—0,65% Сг, микроструктура Гд5; Пд0,5-Нд 0,1; карбиды — 90,3%, твердость 227—235 НВ;зона нелегированного чугуна 3,2—3,3% С, 1,8—1,9% S, 0,05% Сг, микроструктура Гд7; Пд1, 0-Пд 1,6; феррит — 2—3%, твердость 173—179 НВ.Высота зоны легированного чугуна 6,0—1,0 мм. В результате проведенных исследований установлено, что нелегированные чугуны с твердостью 174—179 НВи имеющие до 3% феррита при установившихся нагрузочных режимах и работе в области вибраций до 10 Гц изнашивались со скоростью, в 2— 2,5 раза превышающей интенсивность изнашивания легированных чугунов. При испытании на установившихся скоростных режимах интенсивность износа нелегированных чугунов (в указанной области вибраций) была в 1,5—1,8 раза больше, чем легированных. При эквивалентных неустановившихся нагрузочных режимах и тех же вибрациях износ чугунов увеличивается в 3,5—9 раз, а при неустановившихся скоростных режимах — в 2—4 раза. Newer news items:
Older news items:
|