Закономерности износа поверхностных слоев металлов |
Долговечность |
В данной главе рассмотрены результаты экспериментальных исследований влияния установившихся и неустановившихся нагрузочных, скоростных режимов работы и низкочастотных вибраций на износ металлов, применяемых в двигателестроении. Нагрузочные и скоростные режимы работы двигателей в значительной мере определяют напряженное состояние поверхностных слоев деталей, что, безусловно, сказывается на изнашивании металлов. Для изучения этого вопроса проведены испытания, целью которых было исследовать закономерности износа при установившихся и неустановившихся режимах работы пар трения; сопоставить данные, полученные на различных режимах испытаний и установить причины, определяющие износ при различных нагрузочных и скоростных режимах. Испытывались образцы гильзовых чугунов и подшипниковых сплавов. Образцы из металлов изготавливались по технологии, аналогично применяемой для деталей двигателей на заводах ЗИЛ и ГАЗ [78, 79, 94, 95, 113, 222, 230]. В некоторых случаях образцы вырезались непосредственно из неработавших деталей двигателя. Пары трения подбирались в таких же сочетаниях, как и реальные детали отечественных двигателей. Испытания чугунов проводились в режиме с возвратно-поступательным движением, а подшипниковых сплавов — при вращательном в присутствии смазки АС-8, которая подавалась в зону трения при температуре Гм = 98° С. Влияние скоростных режимов исследовалось при постоянной нагрузке, а нагрузки — при постоянной скорости, выбранными, как было показано ранее, по результатам статистического анализа эксплуатационных испытаний двигателей. По результатам испытаний строились графические зависимости износа от интересующего параметра при заданных условиях. Специфической особенностью работы деталей двигателей является то, что в процессе работы они постоянно испытывают вибрации. С целью изучения влияния вибраций на износ при одновременном действии нагрузочных и скоростных режимов работы на дисковой машине трения был установленстандартный вибратор TPS-40-51 с регулятором GBE-14, позволяющие изменять частоту вибраций образцов от 15 до 180 Гц. Испытания на износ проводились на ранее указанных образцах из чугуна по той же методике, что и для исследования нагрузочных и скоростных режимов. Newer news items:
Older news items:
|