Напряженное состояние (часть 8) |
Долговечность |
Разогрев гильзы до 50° С (рис. 47, б), когда температура воды в блоке двигателя равна 29—32° С, изменяет не только топографию распределения деформаций, но и несколько снижает их величину. С дальнейшим повышением температуры гильзы до 150° С (рис. 47, в, г, д, е, температура воды в блоке 32° С) сжимающие напряжения возрастают до 112 Мн/м2, при этом растягивающие напряжения уменьшаются до минимума. Топография распределения напряжений на поверхности гильзы изменяется, приобретая вид явно выраженных поясов напряжений, располагаемых перпендикулярно к оси цилиндра (рис. 47, е). Увеличение нагрева гильзы до 260° С (когда температура воды в блоке 105° С) незначительно изменяет топографию распределения напряжений, однако приводит к их дальнейшему возрастанию. Таким образом, изменение нагрузочных, скоростных и температурных параметров вызывает пульсации напряжений и локальные деформации деталей, которые возрастают с увеличением значений указанных параметров и интенсивности их изменения. Выполненный в качестве примера анализ напряженного состояния гильзы цилиндров, как наиболее изнашиваемой и доступной для теоретического и экспериментального изучения детали двигателя, показывает, что в результате неустановившихся воздействий нагрузочных и скоростных режимов детали двигателей постоянно пребывают в сложнонапряженном состоянии. Возникающие напряжения изменяются пропорционально циклически изменяющимся нагрузочным режимам и, следовательно, вызывают в парах трения физические процессы, связанные с демпфирующими возможностями кристаллической решетки. При этом происходит рассеяние энергии возмущающих воздействий не только в поверхностных, но и в глубинных слоях материала, изменяя, по сравнению с установившимися режимами, характер и закономерности процессов, обусловливающих износ. Newer news items:
Older news items:
|