Напряженное состояние (часть 7) |
Долговечность |
Установлено, что в случае изменения температуры гильзы цилиндров двигателя ЯМЗ-236 на Г С при работе с переменной нагрузкой и скоростью на верхний посадочный пояс гильзы действует сила порядка 60—95 Мн, что приводит к упругой деформации цилиндра. Выяснено также, что каждому установившемуся режиму работы двигателя соответствует вполне определенное тепловое состояние его деталей. На тепловую инерцию деталей при изменении режима работы двигателя влияет характер изменения режима и размеры деталей [210]. При переходе двигателей с одного скоростного режима на другой (от 4,6 до 6,35 м/с) на различных нагрузках время тепловой инерции возрастает с уменьшением нагрузки и увеличением размеров цилиндра [156]. Экспериментальные исследования показали, что при изменении температуры гильзы от 20 до 190° С в ней возникают растягивающие напряжения, представляющие особую опасность для чугунных гильз (растягивающие порядка 100 Мн/м2, сжимающие— 136 Мн/м2). В гильзах, температура которых изменялась с интенсивностью 10 град/мин, наблюдались максимальные растягивающие напряжения порядка 60 Мн/м2, а сжимающие — 118 Мн/м2, с увеличением скорости прогрева гильзы до 25 град/мин максимальные растягивающие напряжения достигали 73 Мн/м3, а сжимающие — 124 Мн/м2. Таким образом, увеличение скорости прогрева гильзы приводит к значительной пульсации деформации на микроучастках гильз цилиндров. По результатам исследований были построены топограммы распределения напряжений на поверхности трения гильзы (рис. 47). Как видно из топограмм, при монтаже гильзы в блок в ней возникают растягивающие напряжения до 108 Мн/м2 и сжимающие — до 120 Мн/м2. Распределение напряжений носит локальный характер, максимумы которых располагаются у мест опоры гильзы в блоке. Представленные топограммы свидетельствуют о том, что гильза может изменять свою геометрию. Newer news items:
Older news items:
|