Изучение кинетики разрушения. Определение износа деталей (часть 4) |
Долговечность |
Большинство деталей двигателей в процессе работы деформируются, что приводит к значительному изменению их геометрических размеров. В связи с этим при обмере иногда трудно отличить линейный износ от изменений, происшедших вследствие деформации. В результате 750-часовых испытаний двигателя ГАЗ-21 (обмер деталей осуществлялся стандартным микрометрическим оборудованием) было проведено 320 измерений диаметра гильз цилиндров в ток. В озоленную навеску 0,036 г добавлялись 0,06 г фтористого лития и спектрально чистый угольный порошок. Общий вес пробы 2 г. В качестве элемента сравнения в пробу вводился титан. Для количественного и качественного анализа отработавшего масла спектральным методом из окислов металлов, содержащих известное количество определяемого элемента, изготавливались эталоны. В табл. 8 приведено 5 групп эталонов, позволяющих определять суммарную концентрацию элементов от 0,0001 до 0,122%. Анализ масел производился с помощью спектрографа средней дисперсии типа ИСП-28. Спектр возбуждался в дуге переменного тока генератором ДГ-1. В качестве электродов использовались спектральные угли марки С-2. Перед употреблением угольные электроды подсушивались в муфельной печи при температуре 600° С. Режим горения дуги: ток — 10 А, разрядный промежуток — 3 мм, время экспозиции — 60 с. Система освещения трехлинзовая. Для избежания попадания света от раскаленных концов электродов вторая линза ограничивалась диафрагмой кондасора — 5 мм. Ширина четырех плоскостях и десяти поясах. В 137 случаях было обнаружено увеличение диаметра, в 97 — уменьшение и в 86 — диаметр не изменился. Эти данные, безусловно, не отражают реальную картину изнашивания двигателя. Несмотря на простоту выполнения замеров с помощью рассматриваемого метода, сам метод весьма трудоемкий. Так, двухкратная разборка (до и после испытания) среднего автомобильного двигателя и обмер основных деталей требуют более 17 человеко-дней. В настоящее время более широкое распространение- в производственной и научной практике получили методы второй группы. Особый интерес представляют методы, позволяющие контролировать и прогнозировать скорость износа. Newer news items:
Older news items:
|