Износ при динамических режимах работы (часть 4) |
Долговечность |
На протяжении ряда лет на страницах журнала «Автомобильная промышленность» протекала полемика о природе износа двигателей, в которой принял участие и автор данной монографии (121, 122]. В результате дискуссии определились три основные концепции: коррозионная, абразивная и усталостная. Остановимся несколько подробней на последней. Установлено [65], что в условиях эксплуатации ряд деталей трансмиссии выходит из строя в связи с усталостными процессами, которые развиваются в металле. Было обнаружено [120], что при резко форсированных неустановившихся динамических режимах некоторые ответственные детали кривошипно-шатунных механизмов также могут выходить из строя. Так, в процессе испытания пяти двигателей МеМЗ-966, работавших вначале на автомобилях, эксплуатация которых проходила в условиях пересеченной местности (пробег каждого по 16 тыс. км), а затем указанные условия воспроизводились на стенде в течение 59,5 ч, произошли поломки коленчатых валов. Предварительная тщательная экспертиза, во время обмера деталей перед постановкой двигателей на стенд, не обнаружила признаков возможной поломки, однако интенсивность изнашивания основных деталей превышала в 2—2,7 раза среднестатистические по аналогичным двигателям автомобилей, эксплуатировавшихся на загородних автомагистралях. Это позволяет сделать вывод, что в результате действия внешних динамических факторов при неустановившихся режимах работы двигателя процессы трения происходят в условиях циклически изменяющегося сложно-напряженного состояния материала деталей. На поверхностях трения развиваются обратимые упругие деформации [245], при которых в зернах, благоприятно ориентированных по отношению к действующей силе, даже в начальной стадии деформирования, возникают пластические сдвиги, в результате чего разгружаются одни чрезмерно нагруженные зерна и дополнительно нагружаются другие. Развитие пластических деформаций в микрообъемах способствует возникновению трещин и разрывов, т. е. образуются зоны предразрушения, в которых при повторных воздействиях происходит отделение материала [332]. Наличие указанных зон предразрушения было установлено результатами исследований, проведенных в работе [216]. Newer news items:
Older news items:
|