Влияние смазки, газовой среды и температуры на износ (часть 10) |
Долговечность |
При равномерном окислении на значительной части вкладыша появляются мелкие раковины (рис. 2). Вопрос о взаимосвязи между износом и тепловым режимом в контакте следует рассматривать следующим образом. С одной стороны, повышение температуры на поверхностях трения — результат естественного перехода основной части механической энергии в тепловую. В другой постановке, тепловой фактор следует рассматривать как результат внешнего подогрева или охлаждения, являющийся причиной изменения интенсивности износа. Наглядно иллюстрируют влияние температуры на износ пар трения экспериментальные данные, изложенные в работе [180]. Показано, что при нагреве контакта пары трения железо — железо независимо от скорости перемещения образцов износ весьма незначителен. Необходимо отметить, что при трении той же пары без подогрева мгновенные температуры на участках контакта при скорости 0,9 м/с достигают 1000° С. Естественно, что при такой температуре поверхности трения подвержены воздействию значительных окислительных процессов. При достижении некоторого значения температуры на поверхности трения со смазкой может иметь место разложение последней, а также дезориентация молекулярных цепей, что приводит к снижению защитной роли смазки. Кроме того, под влиянием температуры на поверхностях трения может возникать пленка окисла или образовываться иное химическое соединение, которое создает защитный слой. Так, при достаточно высоких температурах в зоне трения наиболее проявляют свои защитные качества смазки, содержащие сернистые добавки. При охлаждении образцов жидким азотом в процессе трения независимо от скорости скольжения всегда наблюдалось глубинное вырывание, характеризуемое весьма интенсивным износом. Таким образом, понижение и повышение температурного режима пар трения всегда связано с изменением интенсивности износа. Специальные исследования [49], выполненные по определению совместного влияния температуры и смазки, показали, что при охлаждении образца обильной смазкой критическая нагрузка, при которой значительно повышается износ, возрастает, а с увеличением температуры — уменьшается. Newer news items:
Older news items:
|