Современные представления об износе машин и двигателей (часть 3)
Долговечность

 

Значительные успехи за последние годы достигнуты в области изучения условий смазки, в наибольшей степе­ни определяющих темп и характер изнашивания сопря­жений. Установлено, что жидкостная смазка обеспечи­вается при надлежащей форме поверхностей трения достаточной скоростью скольжения и малой нагрузкой. При этом наиболее сложными являются условия гранич­ного трения, возникавшие при малой скорости скольже­ния и повышенной нагрузке.

В области изучения* этих условий заслуживают серь­езного внимания работы Боудена п Тейбора [34]. Ими установлено, что на граничное трение значительно влияют температуры, нагрузки, скорости скольжения и свойства трущихся металлов. В области изучения гра­ничной смазки выдающиеся достижения принадлежат Б. И. Дерягину и его сотрудникам. Ими отмечена способ­ность омазки в этих условиях поддерживать низкий из­нос в зависимости от присутствия в ней молекул с удли­ненной цепью, обладающих активными, так называемыми п ол яр и ы,м и тру гагам и.

Проникновение в микротрещины твердых тел жидко­стей, содержащих полярные молекулы, при одновремен­ном механическом воздействии понижает твердость и облегчает диспергирование твердых тел. Это открытие принадлежит акад. П. А. Ребнндеру. Практическая зна­чимость эффекта состоит в возможности упростить про­цесс подготовки поверхностей трення к последующему восприятию эксплуатационных нагрузок. Исследованию и изучению молекулярного механизма граничной смазки посвящены также работы А. С. Ахматова, М. В. Райко, К. И. Климова, Г. И. Кичкина и др.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте