Система выпуска (часть 12)
Динамика и конструирование

 

Восстановлению баланса может способствовать подача на такте расширения в ци­линдр небольшого количества топлива или же сжигание топлива непосредственно перед нейтрализатором в целях связывания из­быточного кислорода. В то же время при работе на смесях с не­значительным обеднением в ОГ может не хватать кислорода для окисления образующегося в цилиндрах монооксида NO, что при­водит к необходимости подачи в систему дополнительного воз­духа. Эти обстоятельства несколько снижают эффективность ис­пользования нейтрализаторов подобного типа и усложняют систе­му управления двигателем. Препятствием для более широкого использования адсорбционно-каталитических нейтрализаторов является относительно высокое содержание серы в европейских и американских бензинах. Содержание в бензинах даже незначи­тельного (более 30 ррт) количества серы существенно сокращает срок их службы.

Необходимость поддержания ос=1 для эффективной работы бифункциональных нейтрализаторов также приводит к выводу о не­возможности их применения на дизельных автомобилях. Поэтому токсичность ОГ дизелей понижается в основном за счет уменьшения выбросов СО, углеводородов и альдегидов применением окисли­тельных нейтрализаторов.

Процессы дожигания сажи ускоряются катализаторами на ос­нове оксидов ванадия. Образующиеся на поверхности активного слоя свободные радикалы взаимодействуют с ОГ и вызывают об­разование в их объеме новых активных веществ. Последние интен­сифицируют процессы окисления сажи. Процессы окисления сажи могут ускоряться высокочастотными электрическими полями, кото­рые способствуют переносу радикалов с активной поверхности в объем ОГ, а также путем введения в ОГ водорода или ионизиро­ванного газа.

Оксиды азота в условиях дизелей целесообразно восстанавли­вать в присутствии меди, нагретой выше 800 °С. В результате вза­имодействия меди и оксидов азота образуются окалина (оксид меди) и азот. Окалина затем удаляется с активной поверхности потоком ОГ.

Поскольку дизели работают лишь при <i>l, в их ОГ всегда содержится количество кислорода, необходимое для проведения окислительных процессов. Однако относительно высокое содержа­ние серы в дизельных топливах вызывает определенные затрудне­ния в использовании чисто окислительных нейтрализаторов. Как показывает опыт, увеличение температуры ОГ до 450 °С в случае установки окислительного нейтрализатора вызывает увеличение вы­броса с ОГ частиц и сульфатов, что приводит к сокращению срока службы нейтрализатора.

Если дизельный автомобиль эксплуатируется в условиях огра­ниченного воздухообмена (например, в закрытых производствен­ных помещениях или в подземных выработках), то для допол­нительной очистки ОГ могут использоваться жидкостные нейтрализаторы. В этом случае каталитический окислительный нейтрализатор ставится до нейтрализатора жидкостного, поглощающего перед выбросом в атмосферу из ОГ низшие спирты, альдегиды и серную кислоту. В жидкостных нейтрализаторах целесообразно использовать водные растворы КОН и NaOHлибо солевые рас­творы.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте