Система выпуска (часть 10) |
Динамика и конструирование |
В результате протекания вышеприведенных реакций происходит не только уменьшение содержания в ОГ токсичных оксидов азота, но и одновременное понижение в отработавших газах долей СО и СН (за счет их окисления в С02 и Н20). Если двигатель работает на стехиометрической смеси, в результате протекания реакций восстановления в основном образуется азот N2, а при работе на богатых смесях имеют место реакции, приводящие к образованию аммиака NH3. Наличие в активном слое родия способствует относительному увеличению доли образующегося азота в результате соответствующего понижения доли NH3. Наибольшие значения коэффициента преобразования К по трем нормируемым компонентам (С,- — концентрация компонента в ОГ) имеют место при несколько обогащенной смеси, когда а=0,98...0,99 и для окисления Н2, СО и СН в смеси оказывается достаточно кислорода, образующегося при восстановлении N из его оксидов. Резкое изменение снимаемого с Л-зонда сигнала при а=1 позволяет поддерживать на большинстве эксплуатационных режимов коэффициент избытка воздуха, необходимый для эффективной работы нейтрализатора. При этом отклонения а от стехиометрического состава укладываются в величину Аа = ±0,03. Для нормальной работы системы нейтрализации важен быстрый прогрев Д-зонда после пуска двигателя. Для его ускоренного прогрева до рабочих температур (выше 300 °С) в современных конструкциях используется электропрогрев зонда. Иногда системы питания (и нейтрализации) работают с использованием двух Л-зондов. Один из них располагается до, а второй — после нейтрализатора. Благодаря этому удается сузить диапазон изменения коэффициента избытка воздуха, что способствует росту коэффициента преобразования, а также увеличить надежность системы и упростить организацию ее диагностирования. При компоновке системы выпуска стремятся установить нейтрализаторы по возможности ближе к двигателю, что позволяет обеспечить необходимый для эффективной работы быстрый прогрев. С этой же целью прибегают к термоизоляции части системы выпуска от выпускных клапанов до нейтрализатора. Чтобы за возможно более короткий отрезок времени поднять температуру системы нейтрализации до рабочих температур, используют электроподогрев нейтрализатора и/или сжигание перед ним подаваемого через специальную форсунку топлива. При подогреве нейтрализатора после пуска непосредственно за двигателем в поток ОГ вводится необходимый для реализации окислительных реакций дополнительный воздух. Применение любого типа подогрева приводит к существенному уменьшению содержания СН и СО. Электроподогрев нейтрализаторов на режимах пуска и прогрева осуществляется использованием специальных элементов. Эти элементы могут производиться из металлической фольги (обычно) или изготовляться методом экструзии (подобно нейтрализаторам из керамики) из отличающегося высокой коррозионной стойкостью сплава железа, хрома и алюминия. Newer news items:
Older news items:
|