Система выпуска (часть 3)
Динамика и конструирование

 

Наиболее интенсивное излучение акустической энергии системой выпуска происходит на низких частотах; при этом звуковое поле формируется на больших расстояниях от клапана.

В начальный период выпуска струя ОГ распространяется в не­подвижной среде и не занимает все сечение вследствие сжатия струи, поэтому действительная скорость газа на коротком участке за клапанной щелью может сущест­венно превышать скорость звука.

Третий период выпуска ОГ — период выталкивания — происхо­дит практически при постоянном да­влении в цилиндре. Интенсивность вихревого шума на этом участке пропорциональна шестой степени ско­рости потока (постоянная Е. Я. Юдина).

Четвертый и пятый этапы выпус­ка —происходят в пе­риод перекрытия клапанов. Процесс шумообразования в этих зонах газообмена определяется фазами газораспределения и в настоящее время изучен недостаточно.

Интенсивность акустического излучения в процессе газообмена определяется как параметрами рабочего процесса, так и особен­ностями конструкции ПДВС. В частности, на характеристики шума влияют плотность газа на выпуске, противодавление среды, в которую происходит истечение, и температура ОГ.

Система шумоглушения (рис. 13.5) состоит из двух или трех отдельных резонаторных или комбинированных глушителей для легковых автомобилей и моноблочного глушителя для грузовых. В легковых автомобилях в систему выпуска включается каталити­ческий нейтрализатор, характеристики которого учитываются при оценке заглушающих свойств всей системы. Сажевый фильтр, который устанавливается на дизеле, обычно компонуется с глуши­телем.

Развитие автомобильной электроники позволяет использовать для снижения шума выпуска полуактивные системы, в конструк­ции которых используются подвижные элементы, изменяющие геометрические размеры системы шумоглушения, а именно актив­ную длину выхлопной трубы. Это позволяет наилучшим образом согласовать заглушающие свойства системы с характером силово­го возбуждения колебаний в ней. Так, система шумоглушения с наибольшей длиной более эффективна на режимах малых частот вращения коленчатого вала двигателя, короткая — на высоких. В качестве подвижного элемента используются пневматический или электромагнитный клапан либо управляемая заслонка или золотник.

Применение полуактивной системы поволяет повысить эффек­тивность шумоглушения на 10 дБ на режимах малых частот враще­ния.

Работа более эффективной активной системы шумоглушения основана на принципе подавления шумового излучения акустичес­ким сигналом равнозначного спектрального состава, но поданного в противофазе. Работа такой системы требует значительных энергозатрат, поэтому целесообразно использовать ее в зоне, где звуковые давления малы, т. е. ближе к хвостовой трубе. Система эффективно работает в широком дипазоне частот и позволяет добиться сниже­ния шума выпуска на 30...35 дБ.

Эффективность работы активной системы шумоглушения зави­сит от чувствительности и быстроты действия датчика и элект­ронного блока управления шумоподавляющей системой.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте