Система воздухопитания (часть 9)
Динамика и конструирование

 

Применение новых полимерных материалов для изготовления корпуса воздушного фильтра и впускных трубопроводов помимо снижения массы автомобиля способствует снижению его шума.

Подкапотное пространство с позиций акустического излучения следует рассматривать как резонатор с точечным источником, ра­ботающим в низкочастотном диапазоне частот.

Для форсирования турбонаддувом автотракторных ДВС приме­няются сравнительно небольшие турбокомпрессоры (ТКР), име­ющие наружный диаметр колес обычно менее 110 мм, с консольным расположением колес компрессора и турбины и подшипниками скольжения. В них используются, как правило, центробежные комп­рессоры и радиально-осевые турбины, так как они обеспечивают достаточно высокий КПД при малых диаметрах колес.

На рис. 12.13 представлена схема турбокомпрессора ТКР-7, уста­навливаемого на дизелях автомобилей КамАЗ, ГАЗ, ряде трактор­ных дизелей. Отличительными особенностями турбокомпрессора являются безлопаточные диффузор компрессора и направляющий аппарат турбины. Колесо турбины имеет укороченный диск, что снижает момент инерции ротора и улучшает динамику разгона автомобиля (ротором называют все вращающиеся детали ТКР, собранные в единый узел). Боковое расположение спиральных ка­мер корпуса компрессора и турбины дает возможность уменьшить габаритные размеры ТКР. Принцип работы ТКР следующий. От­работавшие газы поступают в подводящий корпус турбины б, от­куда попадают в суживающийся направляющий аппарат 5, где их скорость увеличивается, и подаются под некоторым углом на ло­патки колеса турбины 9, вызывая его вращение. Колесо турбины передает вращение колесу компрессора 2, с которым связано валом /. Воздух через впускной патрубок компрессора поступает на вход в колесо компрессора 2, где под действием центробежных сил его скорость резко увеличивается, и выходит из колеса в диффузор 3. В диффузоре скорость воздуха уменьшается, а давление растет. Далее воздух поступает в спиральный сборник корпуса компрессора 16, откуда направляется в двигатель.

Диффузор компрессора и направляющий аппарат турбины мо­гут быть выполнены лопаточными и безлопаточными. Установка лопаток в диффузоре и направляющем аппарате повышает мак­симальные значения КПД компрессора и турбины, однако сужает диапазон их эффективной работы. Поскольку применение лопаток улучшает показатели работы компрессора и турбины при срав­нительно больших диаметрах колес (больше 100... 110 мм), малораз­мерные ТКР автотракторных ДВС имеют в основном безлопаточные диффузор и направляющий аппарат.

Корпус подшипникового узла изготовляется из алюминиевого сплава или чугуна. Алюминиевый корпус легче, а чугунный прочнее. Кроме того, поскольку коэффициент теплопроводности чугуна зна­чительно меньше, чем алюминия, при использовании чугунного корпуса уменьшается тепловой поток, передаваемый от турбины к компрессору. Это несколько снижает температуру и повышает плотность сжимаемого воздуха.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте