Система охлаждения (часть 7) |
Динамика и конструирование |
В трубчато-пластинчатых радиаторах охлаждающие трубки могут располагаться по отношению к потоку охлаждающего воз духа в ряд, в шахматном порядке и в шахматном порядке под углом (рис. 11.11). В их конструкции наибольшее применение нашли плоские пластины или пластины с отогнутыми просечками (турбулизаторами), которые образуют узкие и короткие воздушные каналы, расположенные под углом к потоку охлаждающего воздуха. В трубчато-ленточных радиаторах (рис. 11.12) охлаждающие трубки практически не отличаются по своей конструкции от трубок, применяемых в трубчато-пластинчатых радиаторах, но располагаются они только в ряд. Для увеличения турбулизации воздушного потока на лентах выполняют либо фигурную выштамповку, либо отогнутые просечки. Достоинства систем жидкостного охлаждения: меньшие монтажные зазоры между зеркалом цилиндра и поршнем, снижающие интенсивность холодных стуков; эффективное охлаждение деталей двигателя при любой тепловой нагрузке, что связано с высокой теплопроводностью охлаждающей жидкости; равномерное охлаждение деталей двигателя; возможность применения блок-картеров, что повышает жесткость конструкции двигателя; стабильное тепловое состояние двигателя на любых режимах его работы; возможность использования охлаждающей жидкости для обогрева кабин и салонов транспортных средств; меньший шум при работе двигателя; меньшая склонность к детонации ДсИЗ; возможность регулирования температуры охлаждающей жидкости по воздушному и жидкостному трактам. Недостатки систем жидкостного охлаждения: высокая трудоемкость эксплуатации системы в связи с необходимостью проведения регламентных работ по контролю уровня охлаждающей жидкости, очистки и промывки рубашки системы охлаждения и радиатора, устранению подтекания охлаждающей жидкости; необходимость иметь специальную охлаждающую жидкость; возникновение кавитационных явлений, разрушающих гильзы цилиндров; потребность в дорогостоящих цветных металлах; большие габариты моторного отсека из-за наличия жидкостного радиатора. Достоинства систем воздушного охлаждения: простота конструкции; быстрый прогрев двигателя после запуска; меньшая чувствительность к изменениям температуры окружающей среды из-за высоких температур цилиндров и головок двигателя; простота обслуживания и низкая стоимость; меньшие затраты мощности (в 1,5...1,8 раза) на функционирование системы. Недостатки систем воздушного охлаждения: ограниченные возможности регулирования производительности системы; меньшая жесткость корпуса двигателя из-за невозможности применения блочных конструкций цилиндров; большие градиенты температур в элементах корпуса, что приводит к появлению зон локального перегрева и термическому короблению; большие межцилиндровые расстояния из-за необходимости размещения охлаждающих ребер; уменьшение среднего эффективного давления и литровой мощности вследствие снижения коэффициента наполнения; повышенная шумность работы двигателя; переохлаждение двигателя при низких температурах воздуха, сильном встречном ветре и движении транспортного средства накатом, особенно на длинных горных спусках. Newer news items:
Older news items:
|