Система охлаждения (часть 6)
Динамика и конструирование

 

Аэродинамическое сопротивление воздушного тракта изменяется посредством дросселирования воздушного потока с помощью жа­люзи. Жалюзи выполняются в виде набора вертикальных или гори­зонтальных пластин-створок из оцинкованного железа. Управление ими осуществляется вручную или автоматически термостатичес­кими устройствами в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Эффективность регулирования такими устрой­ствами невысока, так как расход воздуха недостаточно снижается даже при полностью закрытых створках. При этом возрастают мощности на привод вентилятора.

Изменение производительности вентилятора является наибо­лее рациональным и эффективным способом регулирования теп­лового состояния двигателя по воздушному тракту. При приводе вентилятора от коленчатого вала для этого используются гидрав­лические или электромагнитные муфты с регулируемым сколь­жением. На современных автомобилях все большее применение находят системы с автономным электрическим приводом вен­тилятора с позиционным регулированием его производительно­сти. Управление работой вентиляторов осуществляется термореле (датчиком температуры охлаждающей жидкости), установленным в радиаторе.

Конструктивно радиатор состоит из верхнего и нижнего бач­ков. Между ними располагаются жидкостные трубки, объеди­ненные с пластинами или лентами охлаждения в один узел, который называют охлаждающей решеткой, или активной зоной радиатора. По конструкции охлаждающей решетки различают радиаторы одноходовые и многоходовые (двух- и трехходовые). Радиаторы одноходовые, в которых охлаждающая жидкость поступает из верхнего бачка в нижний по всем жидкостным трубам одновременно, имеют наибольшую тепловую эффектив­ность и наименьшее гидравлическое сопротивление. Двух- и трехходовые радиаторы в автомобильной технике практически не применяются. Наиболее широкое применение имеют радиаторы с вертикальным ходом жидкости сверху вниз. Для ряда легковых автомобилей выполняют радиаторы с горизонталь­ным, а для некоторых машин специального назначения — как с горизонтальным, так и с наклонным ходом жидкости. Конст­рукции радиаторов независимо от их компоновки в принципе одинаковы.

В настоящее время для двигателей автомобилей и тракторов наиболее широко используют трубчато-пластинчатые и трубчато-ленточные конструкции радиаторов (рис. 11.9).

При изготовлении охлаждающих решеток трубчато-пластинчатых радиаторов используются трубки (шовные или цельнотянутые), которые изготовляют из алюминиевого сплава, латунной ленты Л-68 или Л-90 толщиной до 0,15 мм (рис. 11.10). Пластины оребрения выполняются плоскими или волнистыми из того же материала, что и трубки. В трубчато-ленточных конструкциях ленту изготовля­ют из меди М-3 толщиной 0,05...0,1 мм.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте