Системы жидкостного охлаждения: cмешанные или комбинированные системы
Техническая информация

Смешанные или комбинированные системы охлаждения характе­ризуются тем, что охлажденная в радиаторе жидкость подается насосом в верхнюю зону рубашки охлаждения цилиндров или непосредственно в полость рубашки 7 головки блока, как показано на схеме рис. 1, в. Цилиндры целиком или только нижняя их зона охлаждаются в этом случае методом естественной конвенции через протоки, которыми сообщаются между собой полости рубашки бло­ка цилиндров и головок. Это создает благоприятные условия для охлаждения стенок цилиндров и является важным преимуществом смешанной системы. Подача охлаждающей жидкости из радиатора непосредственно к наиболее горячим стенкам патрубков выпускных клапанов обеспечивается в таких системах с помощью специальных водораспределительных, труб (рис. 2).

Рис. 1 – Схема жидкостных систем охлаждения:
а) термосифонная система; б) с принудительной циркуляцией жидкости; в) смешанная, или комбинированная система

Рис. 2 - Смешанные системы охлаждения:

а) нижнеклапанного двигателя ГАЗ-51: 1— водораспределительная труба; 2 — отверстия в трубе; 3 — полость рубашки охлаждения цилиндров; 4 — то же головки цилиндров; 5 — тросик управлении жалюзи 18; 6 — выходной патрубок; 7 — термостат; 8 —перепускной канал; 9, 22 —соединительные шланги; 10, 21 — патрубки радиатора; 11— пробка радиатора; 12, 19 — верхний и нижний бачки радиатора; 13, 17 — трубки и пластины сердцевины радиатора; 14 — крыльчатка водяного насоса; 15—лопасти вентилятора; 16— радиатор     для     охлаждения   масла:    20 —краник;   23 — отопитель;

б) верхнеклапанного двигателя ГАЗ-24: 1, 21 — краники для слива жидкости; 2 — кран отключения радиатора 3 отопителя кузова; 4 — водораспределительная труба; 5 — датчик сигнального устройства; 6— отверстия в трубе 4; 7 — полость рубашки охлаждения головки цилиндров; 8 —протоки, соединяющие полости 7 и 23; 9 —дренажное отверстие; 10 —термостат; 11, 12 —датчики температуры и управления автоматической муфтой вентилятора; 13, 14 —пробка и контрольная трубка радиатора; 15 —радиатор; 16 —жалюзи; 17 - крыльчатка центробежного насоса; 18 - автоматическая муфта вентилятора; 19 - шкив привода вентилятора; 20 - лопасти вентилятора; 22 - входной патрубок центробежного насоса;23 —полость рубашки охлаждения цилиндров; 25 — гильзыцилиндров

В нижнеклапанных двигателях (см. рис. 2, а) водораспредели­тельная труба 1, выполненная из листового металла, размещается в верхней зоне рубашки 3 охлаждения цилиндров в пространстве, образованном внешними стенками цилиндров и патрубками клапа­нов. Нагнетаемая насосом 14 жидкость через отверстия 2 в стенках водораспределительной трубы направляется в наиболее горячую 3ону седел выпускных клапанов. Далее по протокам жидкость поднимается в полости рубашки 4 головки цилиндров и через патрубок 6 и шланг 9 отводится в верхнюю часть 12 радиатора 17, из нижней его части 19 по патрубку 21 и шлангам 22, охлажден­ная, она вновь засасывается насосом 14.

В верхнеклапанных двигателях (см. рис. 2, б) водораспределительная труба 4 чаще всего размещается непосредственно в полости рубашки 7 охлаждения головки цилиндров, через щели 6 которой охлаждающая жидкость направляется к патрубкам выпускных клапанов и стенкам камеры сгорания. В полости 23 рубашки охлаждения гильз цилиндров жидкость циркулирует лишь за счет естественной конвенции жидкости через протоки 8, которыми полость 23 соединена с полостью 7 рубашки головки цилиндров.

В системах с принудительной циркуляцией охлаждающей жид­кости перепад температур на входе и выходе жидкости из радиатора обычно составляет 6—12°С, что создает благоприятные условия для работы двигателя. С помощью термостатов, управляемых лопас­тей вентилятора и других регулирующих устройств в таких систе­мах удается поддерживать температуру жидкости на выходе из по­лости рубашки охлаждения двигателя в желаемых пределах 80— 95°С вне зависимости от режима его работы.

Системы жидкостного охлаждения могут быть открытыми и закрытыми. В открытых системах внутренняя полость постоянно сообщается с атмосферой, поэтому охлаждаю­щая жидкость свободно испаряется или вообще выбрасывается из радиатора при нагреве до кипения, что приводит к повышенному ее расходу. Системы закрытого типа изолированы от окружающей среды. При работе в них поддерживается неболь­шое избыточное давление, вследствие чего температура кипения воды повышается до 105—115°С, поэтому вероятность закипания ее при тяжелых условиях работы двигателя резко уменьшается. Закрытые системы экономичнее открытых и широко применяются для современных автомобильных двигателей.

 

 

Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.


Newer news items:
Older news items:

 

РЕКЛАМА

Профессиональная стоматология на оболони в Киеве altanaplus.kiev.ua.

Новое на сайте