Система охлаждения (часть 7)
Система охлаждения (часть 7)
Динамика и конструирование

 

В трубчато-пластинчатых радиаторах охлаждающие трубки могут располагаться по отношению к потоку охлаждающего воз духа в ряд, в шахматном порядке и в шахматном порядке под углом (рис. 11.11). В их конструкции наибольшее применение нашли плос­кие пластины или пластины с отогнутыми просечками (турбулизаторами), которые образуют узкие и короткие воздушные кана­лы, расположенные под углом к потоку охлаждающего воздуха. В трубчато-ленточных радиаторах (рис. 11.12) охлаждающие труб­ки практически не отличаются по своей конструкции от трубок, применяемых в трубчато-пластинчатых радиаторах, но располага­ются они только в ряд. Для увеличения турбулизации воздушного потока на лентах выполняют либо фигурную выштамповку, либо отогнутые просечки.

Достоинства систем жидкостного охлаждения: меньшие мон­тажные зазоры между зеркалом цилиндра и поршнем, снижающие интенсивность холодных стуков; эффективное охлаждение деталей двигателя при любой тепловой нагрузке, что связано с высокой теплопроводностью охлаждающей жидкости; равномерное охла­ждение деталей двигателя; возможность применения блок-картеров, что повышает жесткость конструкции двигателя; стабильное тепло­вое состояние двигателя на любых режимах его работы; возмож­ность использования охлаждающей жидкости для обогрева кабин и салонов транспортных средств; меньший шум при работе двига­теля; меньшая склонность к детонации ДсИЗ; возможность регули­рования температуры охлаждающей жидкости по воздушному и жидкостному трактам.

Недостатки систем жидкостного охлаждения: высокая трудо­емкость эксплуатации системы в связи с необходимостью проведе­ния регламентных работ по контролю уровня охлаждающей жид­кости, очистки и промывки рубашки системы охлаждения и ради­атора, устранению подтекания охлаждающей жидкости; необходи­мость иметь специальную охлаждающую жидкость; возникновение кавитационных явлений, разрушающих гильзы цилиндров; потреб­ность в дорогостоящих цветных металлах; большие габариты мо­торного отсека из-за наличия жидкостного радиатора.

Достоинства систем воздушного охлаждения: простота конст­рукции; быстрый прогрев двигателя после запуска; меньшая чувст­вительность к изменениям температуры окружающей среды из-за высоких температур цилиндров и головок двигателя; простота об­служивания и низкая стоимость; меньшие затраты мощности (в 1,5...1,8 раза) на функционирование системы.

Недостатки систем воздушного охлаждения: ограниченные возможности регулирования производительности системы; мень­шая жесткость корпуса двигателя из-за невозможности примене­ния блочных конструкций цилиндров; большие градиенты тем­ператур в элементах корпуса, что приводит к появлению зон ло­кального перегрева и термическому короблению; большие меж­цилиндровые расстояния из-за необходимости размещения охла­ждающих ребер; уменьшение среднего эффективного давления и литровой мощности вследствие снижения коэффициента наполне­ния; повышенная шумность работы двигателя; переохлаждение дви­гателя при низких температурах воздуха, сильном встречном ветре и движении транспортного средства накатом, особенно на длинных горных спусках.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте