Система охлаждения (часть 5)
Система охлаждения (часть 5)
Динамика и конструирование

 

Достижимая точность стабилизации температуры охлаждающей жидкости на выходе из двигателя ограничивается тепловой инер­ционностью его термочувствительного элемента. Для сокращения времени перестановки клапанов в термочувствительный элемент термостата с твердым наполнителем монтируется электронагрева­тельный элемент (резистор) (рис. 11.8). Фактическая температура охлаждающей жидкости регистрируется при этом автономным дат­чиком, по сигналу которого на резистор подается электрический ток, интенсивно разогревающий термочувствительный элемент тер­мостата.

Общим недостатком регулирования производительности систем жидкостного охлаждения с помощью термостатов является то, что в качестве управляющего параметра здесь используется температу­ра охлаждающей жидкости.

Исследования показали, что для достижения максимальной эф­фективности работы двигателя целесообразно поддерживать на оп­тимальном уровне не температуру охлаждающей жидкости на входе в двигатель, а температуру высоконагретых его деталей (например, цилиндра и его головки). Не изменяя принципа термостатического регулирования, эффекта стабилизации их теплового состояния воз­можно достигнуть за счет вариации температуры охлаждающей жидкости, поддерживаемой термостатом, в соответствии с требова­ниями режима работы двигателя.

Программируемый термостат (рис. 11.8) позволяет целенаправ­ленно влиять на температуру охлаждающей жидкости, увеличивая ее значения на частичных нагрузках. Программируемый термостат регулирует температуру в определенном поле рабочих характери­стик двигателя. Для реализации оптимального теплового состояния двигателя электронный блок управления подает на термосопротивление, напряжение и термостат открывается при более низких температурах охлаждающей жидкости. Диапазон регулирования температур — от 85 °С (номинальный режим) до 110°С (частичные нагрузки).

Для формирования управляющего воздействия электронный блок управления анализирует показания следующих датчиков:

  • нагрузки двигателя;

частоты вращения коленчатого вала;

  • скорости движения автомобиля;
  • температуры окружающей среды;
  • температуры охлаждающей жидкости.

В современных ДВС с системами жидкостного охлаждения для регулирования их производительности используется также регули­рование теплового состояния двигателя за счет изменения расхода охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор.Регулирование скорости воздуха реализуется либо посредством изменения аэроди­намического сопротивления воздушного тракта, либо за счет измене­ния производительности вентилятора.

 

РЕКЛАМА

Новое на сайте